Рус
Eng

Клиент должен: что делать?

20 2013

Каждая компания в своей практике сталкивалась с тем, что товар отгружен или услуга оказана , а оплата не произведена. Если просрочка имеет место быть, - это в любом случае, влечет за собой потерю денег. Соответственно, руководитель предприятия или директор по финансам должен принять меры по ее устранению. Существуют цивилизованные методы решения проблемы и «реалии жизни». Начнем с цивилизованных способов

Для того, чтобы избежать ситуации, когда заказчик отказывается по каким-либо причинам производить оплату перед отгрузкой товаров или услуг компании - клиента следует потребовать:

- банковские гарантии (поручительство банка, гарантирующее выполнение денежных обязательств своего клиента); - банковский аккредитив (больше подходит для международных расчетов);- личное поручительство руководителей компании-клиента(оформляется на бланке, с подписью руководителя и главного бухгалтера, с печатью организации);- авалированный простой вексель - это документ, по которому банк дает поручительство организации, выпустившей его, оплатить долг, если организация не сможет это сделать самостоятельно; - гарантийное письмо.

Если по той или иной причине заказчик не произвел оплату в установленные сроки и по по вашему требованию не спешит расставаться с деньгами, используют следующие инструменты:

- направление писем в жестко установленные сроки; - если есть официально оформленная просьба об отсрочке, просьба подписать авалированный вексель либо личное поручительство; - предложение подписать график платежей; - наложение обеспечения при передаче дела в суд; - использование инструмента – факторинга; - продажа долгов коллекторским агентствам.

«Мы для себя решили, что наш клиент может нам оплатить заранее... если он не может этого сделать по каким-то причинам - это не наш клиент, и тратить на него время не стоит», - Григорий Борисов, соучредитель ПФ «Гравитек».

Также для анализа финансового состояния предприятия используют такой инструмент, как аналитический отчет возникновения дебиторской, задолженности. Финансовый документ предусматривает составление прогноза на определенный период отвлечения денежных средств организации, что, в свою очередь, позволяет избежать критических ситуаций.

А теперь обратимся к «реалиям жизни».

Итак, что нужно сделать на практике, чтобы не оказаться в ситуации, когда вам придется «выбивать» долги. Максимально приложить усилия по тому чтобы не попасть в ситуацию, когда вам должны. Умный выйдет из такой ситуации, мудрый туда не попадет. 


Первое - работа до договора по выявлению негативных предпосылок по не уплате. Возможен обзвон клиентов и поставщиков потенциального партнера. - до заключения договора необходимо провести работу по выявлению негативных предпосылок по неуплате: уместен мониторинг бизнес-партнеров вашего потенциального клиента.

Андрей Шаулин, генеральный директор ООО «Урегулирование и возврат долгов»: «Прежде чем заключить договор и отгрузить товар с отсрочкой платежа, советую посмотреть на сайте арбитражного суда, в каких судебных делах и в каком качестве: истца или ответчика участвует компания контрагент».

Второе - составление грамотного договора с четким указанием всех сроков выполнения работ /оказания услуг/, с описанием порядка претензионной работы, с перечнем возможных последствий за нарушение пунктов договора, в т.ч. пеней и т.п. В договоре можно указать следующие пункты (ориентировочно): - при несвоевременном поступлении оплаты, заказчик вправе: в первый день просрочки направить претензию на имя должника и начать подготовку искового заявления в суд; - уклонение от подписания документов в течение трех дней приравнивается к его подписанию; - все факсовые копии подписанных документов признаются подлинными; - сроки, суммы, ответственные стороны описывают с указанием верных юридических реквизитов; - в пункте "обязанности сторон" следует указать, что в случае не предоставления оригиналов подписанных документов в течение двух (трех) дней отгрузка товаров будет приостановлена; - в договоре должны быть четко прописаны сроки его действия, непосредственно предмет договора, его технические характеристики, гарантии и возможные риски.

«При подписании договора и отгрузке товара убедитесь, что подпись под документами ставит лицо, уполномоченное это делать. Тщательно оформляйте документы, любые изменения фиксируйте письменно. Это поможет в случае неоплаты товара покупателем обоснованно предъявить претензии в досудебных переговорах и, если понадобится, выиграть дело в суде»? – Андрей Шаулин, генеральный директор ООО «Урегулирование и возврат долгов».

Третье – это работа менеджера по продажам. Здесь следует установить для сотрудников незыблемые правила, например: - если нет оригинала договора, накладных или других необходимых финансовых документов, последствия - существенное снижение процентов, надбавок, заработной платы (как показывает практика, "наказание рублем" - самое действенное); - оригиналы всех факсовых (электронных) документов необходимо дублировать по почте заказным письмом с уведомлением. - за два дня до оплаты по договору менеджер обязан перезвонить контрагенту и напомнить условия сделки.

Четвертое - если платеж всё-таки просрочен, претензия должна быть подготовлена незамедлительно. В ней следует указать, что все судебные издержки будет нести должник. Можно также указать, что в течение нескольких дней информация о факте неуплаты будет размещена на корпоративном сайте и продублирована на профильных ресурсах в интернете. Если есть подозрение о преднамеренной неоплате нужно написать заявление в ОБЭП по месту регистрации ответчика (с указанием в шапке “копия в прокуратуру”). На первом этапе заявление нужно направить по факсу должнику. Если эта предупредительная мера не подействует, необходимо направить оригинал документа во все вышеперечисленные инстанции. Все документы высылаются почтой заказным письмом с уведомлением. В судебном иске нужно просить суд о наложении обеспечительных мер в виде ареста на счет должника или запрете регистрационных действий с его имуществом (если у вас появилась информация о подготовке к продаже, банкротству фирмы-должника, поставьте об этом в известность суд).

Пятое - судебный процесс. Оригиналы всех документов, квитанций, финансовых расчетов и т.п. должны быть представлены суду: 

Далее, работу приставов тоже лучше «отследить». Оптимально, сразу в суде забрать исполнительный лист и отправиться с ним в банки, где открыты счета ваших должников (если компания не прекратила свою деятельность). В банке необходимо написать заявление о безакцептном списании средств со счета должника.

Здесь приведены наиболее распространенные из «классических» инструментов, но существуют и неординарные находки самих предпринимателей. Например, действенным является, такой механизм, как регулярные звонки должнику с напоминанием уплатить долг. Существует специальная программа – «дозвонщик», которая каждые N минут делает звонок в компанию должника и напоминает о необходимости заплатить по счетам.

Закрыть